Легализация параллельного импорта позволила российским предприятиям создавать сеть альтернативных цепочек поставок через третьи страны, а компании, которые происходят товары — не хотят или не могут пресечь деятельность неофициальных дистрибьюторов.
C конца февраля 2022 года около 1400 западных компаний объявили о прекращении деятельности в России, однако более чем через два года их продукция все еще на российских прилавках. При этом, удивительно, но поставки товаров западной продукции путем параллельного импорта практически никогда не добавляют стоимость, а часто — сокращают ее.
По словам директора российского аналитического центра Infoline Analytics Михаила Бурмистрова, западные бренды (товары) можно разделить на три условных группы: те, которые уехали и пытаются предотвратить параллельный импорт; те, кто делает вид, что не видит проблемы; и те, кто продолжают активно торговать с Россией через посредников, фактически способствуя параллельному импорту.
Несмотря на санкционный режим США, согласно которому компании, торгующие с Россией могут попасть в черный список, реальные механизмы привлечения к ответственности не предусмотрены в большинстве своем. Они действуют только в рамках товаров двойного назначения и только по решению Международного суда.