Родители, постоянно находящиеся вне пределов страны, высказывают закономерные опасения: возникнут ли препятствия при выезде их детей, временно прибывающих на белорусскую территорию, например, во время каникул, обратно к месту постоянного проживания и учебы? Для прояснения позиции и устранения излишних тревог требуется внимательное рассмотрение сути планируемых законодательных изменений и точного определения круга лиц, на которых они будут распространяться.
Обязательное требование для постоянно находящихся в Беларуси
С первого дня сентября 2025 года вступают в силу существенные поправки в Кодекс Республики Беларусь об образовании. Сущность данных нормативных нововведений состоит в установлении прямой законодательной обязанности родителей либо законных представителей обеспечить получение их несовершеннолетними детьми общего среднего образования исключительно в рамках образовательных учреждений, подведомственных Республике Беларусь. Данное положение является строго обязательным к исполнению в ситуациях, когда ребенок имеет постоянное место жительства на белорусской территории.
Министерство образования Республики Беларусь предоставляет официальные комментарии по этому вопросу, подчеркивая: «Одно из ключевых новшеств… – это обязанность родителей гарантировать получение их несовершеннолетними детьми, проживающими в Республике Беларусь, общего среднего образования именно в белорусских учреждениях образования». Следовательно, для детей, чье постоянное местонахождение зафиксировано в Беларуси, возможность удаленного освоения программ среднего образования через школы других государств после указанного срока будет законодательно закрыта.
Основой такого решения стали особенности национальных образовательных стандартов. Действующие белорусские нормативные акты не содержат положений, допускающих получение полного общего среднего образования исключительно в онлайн-формате внутри страны. Одновременно стоит подчеркнуть, что учебные планы зарубежных образовательных организаций, как правило, не предусматривают в обязательном порядке изучение ряда дисциплин, имеющих фундаментальное значение для белорусского образовательного минимума. К таким предметам относятся «Белорусский язык», «Белорусская литература», «История Беларуси» и «География Беларуси». Таким образом, дети, зарегистрированные и фактически проживающие на белорусской территории, должны проходить обучение только в местных школах.
Использование дистанционных платформ иностранных образовательных учреждений, независимо от их принадлежности (российские, американские, польские и т.д.), после 1 сентября 2025 года будет рассматриваться как прямое несоблюдение законодательства. Родители, проигнорировавшие данное требование, могут столкнуться с пристальным вниманием и возможными проверочными мероприятиями со стороны органов опеки и попечительства.
Существенное исключение для детей, проживающих за рубежом
Однако законодателями было заложено важнейшее уточнение, снимающее значительную часть родительских опасений. Новые предписания не имеют силы в отношении детей, фактически проживающих за границами Республики Беларусь. Это правило сохраняет свою актуальность даже в тех случаях, когда за ребенком формально сохраняется белорусская регистрация (прописка). Позиция Министерства образования по данному пункту сформулирована предельно ясно: «Если ребенок зарегистрирован в Республике Беларусь, но выехал на временное проживание в другое государство, обязанность получать общее среднее образование в белорусских школах, гимназиях, лицеях на него не распространяется».
Данная формулировка означает, что семьи, выбравшие для себя постоянное или длительное пребывание в ином государстве, сохраняют полное право самостоятельно определять образовательную траекторию для своих детей. Они могут выбирать между очным обучением в местной школе или различными формами дистанционного образования, не будучи связанными нормами белорусского образовательного законодательства. Вносимые изменения регулируют ситуацию строго на основе критерия фактического места нахождения и жизни ребенка, а не его формальной прописки.
Аспект документального подтверждения: когда оно становится необходимым?
Если ребенок, являющийся гражданином Беларуси, получает образование за границей, Министерство образования Республики Беларусь, как правило, не выдвигает требований о предоставлении каких-либо специальных подтверждающих документов, обосновывающих факт его проживания и обучения вне страны. Тем не менее, необходимость в предоставлении определенных бумаг может возникнуть в ряде конкретных обстоятельств, связанных либо с потенциальным возвращением в белорусскую образовательную систему, либо с необходимостью официального подтверждения уровня полученных знаний.
Никакие документы от семьи не потребуются, если ребенок не проживает на территории Беларуси и не числится ни в одной белорусской школе, будь то на дневной или заочной форме обучения. Это актуально для семей, которые не намерены возвращаться в страну в обозримой перспективе или не планируют сдавать белорусские централизованные экзамены (ЦТ или ЦЭ). В подобных ситуациях вопрос образования ребенка за рубежом остается исключительно внутренним делом его семьи и относится к компетенции страны фактического пребывания. Белорусские государственные инстанции не осуществляют мониторинг подобных случаев и не направляют запросы на предоставление документов.
Ситуация приобретает иной характер, если семья планирует возвращение в Беларусь и последующее устройство ребенка в местное общеобразовательное учреждение. В этом случае администрация выбранной школы, с высокой долей вероятности, запросит определенный комплект документов. В него может войти академическая справка или табель успеваемости за пройденные периоды обучения в иностранной школе. Если предоставленные документы составлены не на русском или белорусском языке, потребуется их нотариально заверенный перевод. Также обычно необходимо предоставить заявление от родителей или законных представителей. В отдельных случаях администрация школы имеет право назначить дополнительное собеседование или организовать специальную аттестацию для объективного определения уровня знаний ребенка и точного выбора подходящего класса обучения.
Существует особая процедура для детей, которые формально числятся учащимися белорусской школы, но фактически находятся за границей. В подобных обстоятельствах родителям необходимо в официальном порядке уведомить школьную администрацию о временном отсутствии ученика, подав соответствующее заявление. Дополнительно требуется согласовать либо возможность дистанционного сопровождения учебного процесса (если школа предоставляет подобную услугу), либо установить индивидуальный график прохождения аттестационных мероприятий для подтверждения освоения учебной программы в соответствии с национальными образовательными стандартами Беларуси.
Для подростков, проходящих обучение за рубежом, но изъявивших желание сдать белорусские централизованные тестирование (ЦТ) или экзамены (ЦЭ), требуется заранее оформить специальный допуск к участию. Эта процедура осуществляется через дипломатические представительства (консульства) Республики Беларусь за границей или напрямую через Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Будущим абитуриентам необходимо будет представить копии документов, подтверждающих полученное образование (например, аттестаты за предыдущие ступени), которые дают формальное право на допуск к сдаче централизованных экзаменов на территории Беларуси.
Дополнительное образование: сохраняющиеся возможности
Логично возникает вопрос о возможности совмещения обязательного обучения в белорусской школе с дополнительными образовательными активностями. Сохраняется ли право детей, посещающих местное учреждение образования и постоянно проживающих в Беларуси, параллельно в свободное время проходить онлайн-курсы или участвовать в программах дополнительного образования от международных или иностранных образовательных провайдеров?
На текущий момент какие-либо официальные запреты или прямые ограничения на подобную деятельность отсутствуют. Законодательные изменения сосредоточены строго на обеспечении получения обязательного общего среднего образования в учреждениях Республики Беларусь детьми-резидентами. Следовательно, изучение факультативных дисциплин, углубленное освоение иностранных языков, участие в разнообразных международных онлайн-курсах, программах дополнительного развития или проектах, выходящих за рамки обязательной школьной программы, не противоречит новым нормам. Решение об участии ребенка в подобных внешкольных активностях остается полностью на усмотрении его родителей и зависит исключительно от интересов, способностей и возможностей конкретной семьи. Пространство для выбора в сфере дополнительного образования сохраняется в полном объеме.