Студенты с 1 сентября 2025 года начнут осваивать спецкурс по искусственному интеллекту, а педагоги страны представят свои разработки в конкурсе на лучшие методы интеграции ИИ в обучение. Эти шаги ставят вопрос: насколько учителя готовы к сотрудничеству с цифровыми технологиями?
В мировой практике ИИ уже используется для анализа подготовки учеников — системы распознают эмоции и выявляют пробелы в знаниях. Нейросети также автоматизируют проверку домашних заданий: преподавателю достаточно отсканировать работы смартфоном, чтобы получить анализ ошибок.
Для белорусских педагогов уже запустили пилотную программу обучения. Курсы проходят на базе Парка высоких технологий и Академии образования. Как отметил Евгений Артемов, замдиректора минской гимназии №13, занятия были практико-ориентированными: «Минимум теории, максимум реальных заданий. Например, учились отличать работы учеников от текстов, сгенерированных ИИ. В сложных проектах нейросети — хорошие помощники, но часто дети просто копируют ответы без понимания».
В стране активно исследуют цифровизацию образования. Ученые анализируют, как цифровые инструменты влияют на успеваемость, мотивацию и выбор профессии, оценивают уровень доступа школ к интернету. По словам Ирины Старовойтовой, ректора Академии образования, большинство педагогов пока используют ИИ для создания изображений, таблиц или аудиовизуального контента. «Сейчас мы внедряем модули по работе с нейросетями в программы повышения квалификации для учителей и руководителей учреждений. В апреле запланирован республиканский семинар для обмена опытом», — добавила она.
Важный вопрос — выбор платформы для обучения. Качество генерации текстов, аудио и видео напрямую зависит от базы данных, на которой работает ИИ. Белорусские педагоги сотрудничают с учеными в ожидании разработки отечественной нейросети, адаптированной под местные образовательные стандарты.
Министерство образования готовит методики преподавания школьных предметов с интеграцией ИИ. Планируется применять технологии не только в информатике и языках, но и в естественно-научных дисциплинах. Для студентов же ключевой акцент в новом спецкурсе сделают на осознанном использовании ИИ: технологии — инструмент, но основная роль в обучении остается за человеком.
Пока рано говорить, когда в расписании появится экзамен по нейросетям. Но очевидно: Беларусь делает первые шаги к тому, чтобы ИИ стал не заменой учителя, а его надежным союзником в классе.