Анализ данных убедительно продемонстрировал, что мальчики и девочки приступают к учебе в первом классе, обладая совершенно одинаковым уровнем математической подготовки. Парадоксально, но уже спустя четыре месяца систематических школьных занятий фиксируется возникновение ощутимого различия в успехах, причем мальчики демонстрируют опережающую динамику. К завершению первого учебного года этот изначально небольшой разрыв в достижениях увеличивается вчетверо.
Полученные результаты однозначно свидетельствуют: дифференциация в математических результатах между учениками и ученицами формируется не в дошкольный период, а непосредственно в рамках формального образовательного процесса. Данное открытие оказалось неожиданным даже для самих авторов исследования. «Меня поразил не столько сам факт гендерного разрыва, а момент его возникновения – именно с началом формального преподавания математики в школе», – отметила в интервью Live Science соавтор работы, профессор психологии Гарвардского университета Элизабет Спелке. Эта ремарка подчеркивает, что истоки проблемы кроются в самой образовательной системе, а не в изначальных когнитивных возможностях детей.
Долгие годы культивировался миф о якобы врожденной предрасположенности мальчиков к точным наукам, в то время как девочкам приписывались гуманитарные склонности. Настоящее исследование, дополняя и подтверждая предыдущие научные изыскания (включая аналогичные проекты в США), окончательно развенчивает подобные представления. Научные доказательства убедительно подтверждают независимость базовых математических способностей детей от их гендерной принадлежности.
Ключевой вывод ученых вызывает тревогу: существующая формальная образовательная модель может неосознанно усугублять различия в успеваемости между полами. Это происходит, когда система не принимает во внимание психологические нюансы усвоения знаний и социальные аспекты взаимодействия внутри учебного коллектива. Стремительно формирующийся в первые месяцы обучения и катастрофически нарастающий к концу первого года разрыв требует безотлагательного внимания и корректирующих мер.
Авторы настаивают на глубоком системном пересмотре подходов к преподаванию математики в начальной школе. Конечная цель – формирование образовательной среды, гарантирующей подлинно равные шансы для раскрытия математического потенциала каждого ребенка, вне зависимости от пола. Игнорирование этого стремительно формирующегося на раннем этапе дисбаланса чревато серьезными долгосрочными негативными последствиями для образовательных перспектив девочек. Исследование выделяет ключевой момент – старт формального обучения – как критический период, когда система обязана проявить большую гибкость и восприимчивость к индивидуальным запросам всех учащихся.


